Главная » Статьи » Статьи

История туризма

Специалисты в истории развития туризма различают четыре этапа:
 
• с древности до начала XIX века — предыстория туризма; 
• начало XIX века — начало XX века — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг; 
• начало XX века — до начала Второй мировой войны — начало становления социального туризма; 
• после второй мировой войны — современный этап — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
 
Первый этап — предыстория туризма.
 
Именно в доисторические времена племена, кочуя с места на место в поисках лучшей жизни, передвигались по строго определенному маршруту, зачастую используя тропы, проторенные животными (чем не пеший туризм?). Даже когда человек закрепился на земле и стал заниматься сельским хозяйством, его тяга к путешествиям, заложенная генетически, и естественное любопытство давали о себе знать. И человек продолжал путешествовать. Как в родственные и союзные племена (этнический туризм), так и с целью разведывания новых земель. Тогда же, за много веков до нашей эры, стали появляться первые географические карты и описания земель. В античные времена путешествия носили, как правило, утилитарный характер, Основной их целью была торговля (не тогда ли зародились шоппинг-туры?). Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. В связи с этим постепенно путешествия стали приобретать характер образовательных поездок. На больших и прочных кораблях уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки. С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот — V века до н.э.) и исследователи других стран (Пифей — IV век до н.э.). С возникновением Олимпийских игр связаны первые спортивные туры — поездки атлетов в Грецию на соревнования. На Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. Именно с обеспечением комфортного перемещения по маршруту Рим — Греция в античные времена связывают строительство в городах и на основных дорогах первых постоялых дворов для атлетов и зрителей. Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. — 20 г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90–168 г. н.э.). Большая подвижность была характерна для населения Древнего Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи поездка в Грецию была связана с необходимостью улучшить свое образование. В период расцвета Римской империи путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Именно тогда появился прототип современного оздоровительного туризма — поездки богатых граждан к термальным источникам. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. 
Еще в первом веке до нашей эры в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии. 
Огромная заслуга в дальнейшем расширении познания человеком окружающего мира принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах. Паломничество также берет свое начало в античности. Однако наибольшего развития этот вид путешествий достигает в средние века — время крестовых походов рыцарей, сопровождавшихся массовыми перемещениями людей по Европе, переделом земель и образованием новых государств. Вслед за всеми двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных. Все это объективно расширяло географические познания человека. Пришедшая на смену средневековью эпоха Возрождения и следующее за ней Просвещение несколько изменили характер путешествий. На первое место выходит образовательный и оздоровительный туризм, а на смену массовых туров (военные походы) приходят индивидуальные поездки. Представители привилегированных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем — в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке — начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века — второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.
 
Второй этап — элитарный туризм и зарождение массового туризма.
 
Изобретение паровоза Стефенсом в 1814 году и парохода Фултоном в 1807 году, совершенствование почтовой связи, расширение сети дорог в Европе стало переломным моментом в истории туризма. Благодаря этим изобретениям человек получил возможность в достаточно короткое время покрывать большие расстояния, а также сократить расходы на путешествия. Последствия не замедлили сказаться: все больше и больше желающих посмотреть, «а как у них», стали перемещаться как по Европе, так и за океан — в Америку. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурно развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К. Каспар: «В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, «нового дворянства», «высшего офицерства». В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию. Во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и продажа потребителю. Хрестоматийным примером первого тур-пакета — комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене — является групповой тур на отдых, организованный англичанином Т. Куком в 1841 году. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек, стоила каждому из них по 1 шиллингу. Интересно, что Т. Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. В 1854 году в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тысяч гостиниц. Начиная с 1862 года появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразило процесс расширения туристического спроса. В 50–70-х годах XIX века англичане составили большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в европейских странах гостиниц с названием «Англетер», «Британик», «Лондон», «Виндзор» и т.д., а в лексиконе появляются английские слова «экспресс», «лайнер», «комфорт» и т.д. Несколько позже туристические фирмы и агентства начинают появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 году в Петербурге начинает свою деятельность первая туристическая компания Л. Липсона. Однако позволить себе выезд на воды или образовательное путешествие могли не все — это было привилегией обеспеченных слоев общества. Поэтому зародившийся в начале 19 века туризм был элитарным.
 
Третий этап — начало становления массового туризма.
 
Двадцатый век вошел в историю как время становления массового туризма. Развитие промышленности, повышение уровня жизни сделали путешествия доступными для среднего класса. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация. В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма. В 1925 году в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран. Именно в период между двумя мировыми войнами появляются ростки массового туризма, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия. Туристические поездки как внутри стран, так и зарубежные постепенно приобретают качественно иной характер. Они преследуют уже не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры. Подавляющая часть международного туристского движения приходилось на Европу. 
Приведем два примера массового туризма. В Швейцарии интерес в данном отношении представляет возникновение и деятельность фирмы «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туристических услуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 году лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь страдающему от кризиса гостиничному хозяйству. «Следует обратиться к публике, до сих пор не приобщенной к туризму и не привыкшей к путешествиям», — отмечал Г. Дуттвайлер. Дешевые массовые туристические поездки становятся основным продуктом фирмы. «Народный туризм» имел успех: уже в первом финансовом году фирма реализовала 52 648 туристических поездок. В Германии импульс развитию массового туризма дал, как ни странно, национал-социализм. Осуществляя идею «единства нации», руководство страны стимулировало массовый организованный туризм с целью отдыха, причем эту деятельность направляла специальная организация национал-социализма «Сила через радость» (Kraft durch Freude). В 1933 году был основан имперский комитет по туризму, который подчинялся министру просвещения и пропаганды. Общую идеологическую установку в этой области сформулировал лично А. Гитлер: «Я хочу, чтобы рабочему был обеспечен достаточный отпуск и чтобы этот отпуск, а также свободное время в целом стали настоящим отдыхом для него. Я желаю этого, потому что я хочу иметь народ с сильными нервами, так как только с таким народом можно делать большую политику.» История уже вынесла обвинительный вердикт «большой политике» Гитлера, а для нас в данном случае интересен тот факт, что нацистский режим уделял столь большое внимание организации массового отдыха трудящихся и вовлекал в туризм все новые слои населения, расширяя тем самым его социальную базу. Немецкое государство оказывало содействие в организации групповых поездок на отдых — круизов, железнодорожных туров, туристических походов. Умеренные цены способствовали первому «туристическому буму» в Германии: число туристических поездок возросло с 2,3 млн в 1934 г. до 5 млн в 1935г., 9,6 млн — в 1937 г. и 10,3 млн — в 1938 г.
 
Четвертый период — массовый туризм.
 
Однако действительно широкий размах туризм получил после Второй мировой войны. В странах Европы этот период характеризуется строительством гостиниц и гостиничных комплексов, увеселительных заведений, развитием бальнеолечения. Туризм этого периода характеризуется как конвейерный и отличается однообразием и стандартностью предлагаемых туров. Довоенный уровень был достигнут и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе. В 1948 году были разрешены поездки зарубежных туристов в Японию. К 1950 года общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный период и достиг 25 млн человек. 50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. К 1960 году число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн человек, т.е. выросло почти в три раза. Период с 1961 по 1970 сопровождался дальнейшим подъемом туристического бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971 году достигла 168,4 млн человек. Важную роль здесь сыграла научно-техническая революция в области авиационного транспорта, что способствовало снижению стоимости перевозок. Если в середине 50-х годов стоимость перелета превышала 1 тыс. долларов, то уже в начале 60-х авиатарифы, особенно для перевозок туристов, снизились в три — четыре раза. В 1970–1980 годах начало формироваться общество потребления, что неизбежно повлекло за собой изменение характера туризма — он становится дифференциальным. На первый план выдвигается личная мотивация туриста, а потому туристические компании вводят новые виды услуг — индивидуальные туры. В это время появляются новые маршруты и виды отдыха. Появляются бизнес-туры, набирает обороты этнический, религиозный туризм, на новый виток выходит туризм познавательный. Появляется все больше и больше предприятий, оказывающих комплексные услуги туристам. Возникает и развивается туристическая индустрия. 
В двадцать первый век мир вошел под высоко поднятым знаменем туризма. И сейчас уже почти не осталось уголков на земле, куда бы ни ступала нога туриста. Туроператоры и туристические фирмы стараются во всю, чтобы удовлетворить все возрастающие запросы туристов. Туристическая индустрия работает на полную мощность.
 
А совсем недавно появился новый вид туризма — космический. Правда, пока воспользоваться заманчивым предложением могут лишь очень богатые люди. Но, думается, не за горами то время, когда повсюду будут мелькать предложения о горящих турах на Марс, созвездие Альдебаран или Альфа Кентавра. Осталось лишь чуть-чуть подождать.



Источник: http://phototraveller.com.ua/
Категория: Статьи | Добавил: DeeJayVirtual (07.02.2017)
Просмотров: 79 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar