Главная » Статьи » Статьи

Восточные единоборства - как универсальная система физической подготовки ребенка.

«Среди болезней детей и взрослых довольно большое распространение имеют различные респираторные заболевания, бронхиты, бронхиальная астма. Прекрасным средством профилактики является физическая культура» (Р.Е.Мотылянская, доктор медицинских наук, профессор).
«Без физических нагрузок (и довольно значительных) не воспитаешь человека крепким и выносливым: а ему, этому человеку, не сохранить в будущем здоровье». (Ю. П. Власов, чемпион мира, олимпийских игр по тяжелой атлетике).
«Биологическое здоровье человека» зиждется на физических усилиях, сопротивлении холоду и жаре, голоду и микробам... Излишне защищать необходимость физкультуры вообще. Могу повторить лишь трафаретные обоснования. Укрепляет мускулатуру, сохраняет подвижность суставов и прочность связок. Улучшает фигуру. Повышает минутный выброс крови и увеличивает дыхательный объем легких. Стимулирует обмен веществ. Уменьшает вес. Благоприятно действует на органы пищеварения. Успокаивает нервную систему. Повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Возрастные границы физкультуры - от младенцев до стариков». (Н. М. Амосов, академик, хирург, пропагандист здорового образа жизни и активного долголетия).
Я надеюсь, что столь единое мнение таких казалось бы разных людей убедило читателя в пользе и необходимости занятий физической культурой.
Заниматься должны не только дети, но и взрослые. Последние начнут возражать, мол после работы и так уставший приходишь, а тут еще спорт. Но послушаем мнение физиолога И. М. Сеченова: «Последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе». Преимущества активного отдыха перед пассивным было подтверждено исследованиями ряда ученых (М. Е. Маршак, В. В. Розенблат, Н. В. Зимкин).
Теперь перейдем к разговору о преимуществах восточных единоборств (в частности о каратэ-до и дзюдо), как наиболее распространенных, известных и имеющих продуманную систему обучения, включающую в себя как традиционные, так и современные методики.
В каратэ-до в основном превалирует ударная техника, то есть наносятся удары руками и ногами, иногда проводятся броски. В дзюдо же как раз наоборот. В основном это борьба (боевой вариант включает в себя и ударную технику).
Вот, что пишет о пользе каратэ мастер Итосу Анко: «Занимающиеся каратэ обычно наслаждаются долгой и здоровой жизнью благодаря своим упорным тренировкам. практика каратэ укрепляет мышцы и кости, улучшает внутренние органы и регулирует обращение крови».
О преимуществах дзюдо пишет основатель этой системы Дзигоро Кано: «Цель физического образования заключается в том, чтобы сделать тело сильным, полезным и здоровым. Далее в процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично.
Прискорбно, что большинство видов спорта обычно развивают лишь определенные группы мышц и пренебрегают другими. В результате возникает физическая неуравновешенность. Для занимающихся дзюдо разработан определенный набор упражнений, развивающий все мышцы тела».
Оба эти мастера прожили свыше 70 лет каждый, на деле подтвердив свои высказывания. Вот мнение современных мастеров восточных единоборств: «В спорте значительное внимание уделяется развитию отдельных качеств спортсмена (силы, выносливости, скорости, реакции и т. п.). Им посвящаются научно-методические труды, под них подстраивается процесс обучения.
В тоже время способы интеграции этих качеств гораздо меньше изучены и во многом зависят от эмпирических находок тренеров или наиболее одаренных спортсменов. В дальневосточных боевых искусствах изначально весь процесс обучения нацелен на создание психофизического ансамбля, достижения гармонии нужных качеств. Единство тела, техники и духа позволяет мастеру боевых искусств быстро мобилизоваться в нужный момент и действовать с большой эффективностью». (В. П. Фомин, И. Б. Линдер, «Диалог о боевых искусствах Востока»)
О преимуществах занятий восточными единоборствами мы поговорили. Рассмотрим следующий вопрос. Нужно ли детям заниматься восточными единоборствами? Еще А. В. Луначарский в свое время сказал: «Правильно поставленный бокс может быть нам чрезвычайно полезен».
Думаю, знай о восточных единоборствах, он высказался бы так же и о них. Проблема занятости подростков остра как никогда. И ее отчасти решают секции восточных единоборств - они вот уже сколько лет всегда заполнены желающими заниматься. Интерес к ним не угасает. Ю. И. Зотов в книге «Воспитание подростков в спортивном коллективе» приводит статистические данные: «По утверждениям юристов на время с 18 до 22 часов падает около 28% преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а предвыходные дни на это же время - 43% преступлений».
Нетрудно представить, что привлечение ребят в это время в какие ни будь кружки или секции уменьшит цифры статистики до минимума. Поэтому резонно предположить, что восточные единоборства (при своей популярности) являются важным фактором в снижении криминогенной обстановки.
Закономерно, что из детских преступников вырастают взрослые. Поэтому снижение детской преступности в целом приводит к снижению общего числа как преступников, так и преступлений. Предотвращение и профилактика преступлений гораздо эффективнее, чем меры по выявлению и задержанию уже преступивших закон.
О непосредственной пользе восточных единоборств на физическое развитие ребенка можно писать долго. Думаю, достаточно будет читателю прочесть все высказывания знаменитых людей, что я привел в это главе.
Из личного опыта хочу добавить, что занятия восточными единоборствами помогают ребенку лучше адаптироваться в коллективе, укрепляют его нервную систему, делают его физически сильным и выносливым. Кроме того, эти дети реже болеют ОРЗ, легочными и другими заболеваниями. А если случается и заболеть, то они гораздо легче переносят болезни и быстрее выздоравливают.
С какого возраста можно заниматься восточными единоборствами?
Поговорим об этом подробнее. Сначала выясним, с какого возраста вообще можно заниматься спортом ребенку. (Я имею в виду не самостоятельные занятия, а тренировки в секциях).
Обратимся к авторитетным источникам. Н.А. Фомин в книге «Физиология человека» пишет: «Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения. В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания гибкости и ловкости. В 7 - 8 лет высшая нервная деятельность достигает достаточно высоко степени развития, позволяющей овладеть детям технически сложными формами движений. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются для них более доступными, чем для подростков 3 -4 лет. Показатели функциональной зрелости нервно-мышечного аппарата - возбудимость и лабильность - уже к 8 - 10 годам приближаются к уровню взрослых людей. Величина хронаксии отдельных мышечных групп у детей 8 - 10 лет может быть даже меньше, чем у взрослых. В период с 8 до 10 лет дети могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации. В возрасте 10 - лет у школьников повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы, а также выполнению малоинтенсивной работы в течениие сравнительно продолжительного времени».
Как мы видим, заниматься спортом ребенку можно уже с младшего школьного возраста. Но возникает вопрос - каким? Ориентировочные сроки занятий различными видами спорта в среднем 10-12 лет. Например, боксом с 12 - 15 лет, борьбой и фехтованием с 10 - 13 лет.
А куда деваться мальчишке, желающему заниматься спортом, но не достигшему положенного срока? Девочкам проще, им уже с 7 лет можно заниматься спортивной гимнастикой. (Мальчикам с 8 лет, но у них гимнастика не пользуется большим интересом). Вот и приходится родителям записывать ребенка сначала на одну секцию, потом на другую. (К примеру, сперва на фигурное катание, а потом на бокс, когда подойдет возраст). И нет гарантии, что первая дает преимущества для занятий второй.
Возвратимся опять к восточным единоборствам. Как уже писалось ранее, это выверенная веками система, рассчитанная на занятия с детского по старческий возраст. С учетом возрастных изменений в организме дозируются и физические нагрузки.
И. Н. Усов в «Справочнике педиатра» рекомендует: «Физические упражнения для детей должны быть динамичными, охватывающими большое число мышечных групп, с постепенным чередованием работы мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног. Важно выполнять их из различных исходных положений (стоя, лежа, сидя), добиваться правильной техники; только при соблюдении этих условий возможен оптимальный физиологический эффект движений».
Кто немного знаком с восточными единоборствами, найдет, что они всецело соответствуют рекомендациям нашего ученого. Кроме того, для детей младшего школьного возраста разработана система подготовки, которая не является в целом каратэ, но включает в себя отдельные элементы этого единоборства.
В основном же на данном этапе используются гимнастические упражнения, вспомним, что занятия гимнастикой рекомендуются с 7 - 8 лет, и борьба. Дети на этих тренировках уже не просто делают какие-то гимнастические упражнения, а осознают, что уже занимаются каратэ-до и это придает им определенный стимул.
В итоге: более осмысленные и осознанные упражнения легче усваиваются; человек начинает с самого раннего возраста заниматься спортом (как и рекомендуется специалистами); ранняя специализация дает несомненное преимущество для дальнейшего роста ребенка как спортсмена; если ребенка захотят перевести в любую другую спортивную секцию, то навыки и физическое развитие, полученные на занятиях восточными единоборствами, помогут быстро овладеть новым видом спорта.
Исходя из степени сложности освоения техники приемов рекомендуется для дошкольников и детей младшего школьного возраста начинать с занятий дзюдо, затем можно переключаться на каратэ-до.
Многие японские мастера каратэ-до первоначально проходили через тренировки дзюдо, что показывает положительное влияние одного вида спорта на другой. Конечно, к каждому конкретному случаю нужно подходить индивидуально.
Поэтому родители должны сами решать куда ходить их ребенку, но при этом надо учитывать его уровень физического развития на данный момент. В истории каратэ есть случаи, когда человек, еще путем не научившись ходить, начинал заниматься каратэ. (Конечно, не без воздействия взрослых).
Реальным примером может послужить мастер Масаюки Хасатака (родился в 1940 году). Он начал тренироваться в возрасте трех лет, изучая дзюдо и каратэ. В 13 лет он получил «черный пояс» в обеих дисциплинах.
Конечно, приведенный пример скорее исключение из правил, но он наглядно показывает, что восточными единоборствами можно заниматься с самого разного возраста.



Источник: http://www.ikk.ee
Категория: Статьи | Добавил: DeeJayVirtual (26.02.2017)
Просмотров: 33 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar